Данная статья поможет вам быстро начать использовать функцию группировки ключевых слов в программе TopSite.
Что такое группировка запросов?
Группировка запросов или кластеризация – это работа по разделению списка ключевых слов сайта (или, как его называют, «семантического ядра») на группы по определённым признакам. Полученные группы называют кластерами. Кластеризация запросов позволяет добиться большей эффективности при написании статей для сайта и последующего их продвижения в поисковых системах на более высокие позиции в условиях высокой конкуренции.
Программа TopSite имеет специальный режим кластеризации запросов семантического ядра, который включается кнопкой «Кластеризация» до начала проверки позиций. В режиме кластеризации не производится сбор видимости и конкурентов. TopSite присваивает каждому запросу номер группы, который отображается в зелёном обрамлении. Кластеризация фраз может производиться по выдаче поисковых систем Яндекс и Google. Результаты группировки фраз выглядят следующим образом (кнопка «Кластеризация» подсвечена красным):
Как производится кластеризация слов?
Группировка ключевых слов производится на основе степени схожести результатов поиска для различных запросов. Программа сравнивает результаты поиска по одному ключевому слову с результатами по другому слову с помощью специального алгоритма. При достижении определённой степени схожести между выдачей по запросам, эти запросы объединяются в один кластер.
Зачем это нужно?
При небольшой конкуренции группировка ядра особого смысла не имеет. Обычно группировка ключевых фраз делается вручную «на глаз» с целью распределить запросы по страницам создаваемого сайта. Автоматическая группировка ключей позволяет сэкономить время, а также более точно распределить слова по группам. По мере увеличения семантического ядра сайта, автоматическая разгруппировка становится более предпочтительной и точной.
Поясним на примере. Предположим, вы продаёте бетономешалки небольшого объёма, в которых можно приготовить бетон или раствор самостоятельно. При создании сайта вы собрали семантическое ядро по запросу «бетономешалки» через Вордстат или как-то ещё, и у вас есть 350 ключевых слов различной частотности. Теперь вам нужно создать структуру сайта, распределив эти слова по будущим страницам.
Банальные вещи
Самое банальное – это то, что в собранном семантическом ядре присутствуют, например, запросы, относящиеся к разным регионам. Вот пример:
Программа выделила в один кластер все запросы, связанные с городом Новосибирск. Эти запросы являются регионозависимыми. Если вы вообще не продаёте свою продукцию в этом городе, то эти запросы можно смело исключить из семантического ядра сайта. Если же вы пишете сайт, на котором ваша продукция предлагается в различных регионах, тогда целесообразно под эти запросы выделить хотя бы отдельную страницу сайта.
Другой пример:
Бетономешалка на 125 литров. Здесь стоит отметить одну немаловажную деталь. Программа выделила эти запросы в отдельный кластер. Значит выдача по этим запросам совсем не похожа на выдачу, скажем, по запросам, связанным с бетономешалками на 120 литров:
Какой мы из этого сделаем вывод? А такой, что если мы не напишем отдельную страницу под бетономешалки на 125 литров, то наш сайт по этим запросам в поиске или не будет выводится вообще, или будет болтаться где-то очень далеко. Там, куда пользователи обычно не долистывают.
Коммерческие и некоммерческие запросы
Поисковая система Яндекс разделяет все запросы на регионозависимые/региононезависимые (о чём уже было сказано выше), а также на коммерческие/некоммерческие. Большинство запросов, содержащих слова «купить», «цены» относятся к коммерческим. Ответом Яндекса на коммерческие запросы обычно являются какие-то предложения о покупке тех или иных товаров или услуг, а ответом на некоммерческие – информационные сайты с описаниями, отзывами и прочим. Но бывает и множество исключений, например:
Если с запросом «бетономешалки отзывы цена» более-менее всё понятно, то вот фразу «какую бетономешалку лучше купить» при ручной группировке семантического ядра можно было с лёгкостью записать в коммерческие. Хотя здесь очевидно, что она такой не является т.к., по всей видимости, пользователь всё-таки хотел увидеть описания или отзывы, о чём и говорит сходство результатов поиска и отнесение этого запроса к кластеру отзывов.
Чего хочет пользователь?
При кластеризации семантического ядра часто встречаются неоднозначные запросы, например, «бетономешалка фото». Что хотел увидеть пользователь, набирая этот запрос в поисковой системе? Вроде бы фотографию бетономешалки. Хорошо. Посмотрим, что нам выдаёт кластеризатор:
Всмотритесь в этот список. Среди этих запросов есть и наш запрос «бетономешалка фото». Но изучив всю группу мы понимаем, что пользователь вовсе не хочет покупать бетономешалку. Он хочет сделать её сам!
Здесь стоит пояснить. Дело в том, что современные поисковые машины имеют очень мощную систему статистики, которая позволяет им проводить статистический анализ буквально каждого запроса. Если Яндекс видит, что пользователь не удовлетворён предложенной ему выдачей, он пытается найти те результаты, которые хочет увидеть пользователь. Для этого проводятся автоматические эксперименты с подмешиванием в поисковую выдачу каких-то других результатов до тех пор пока не будет получен приемлемый для пользователя результат. В данном случае, по всей видимости, множество людей хотят увидеть фото бетономешалки для того, чтобы сделать её самостоятельно.
Ненужные фразы
При кластеризации поисковых запросов часто образуются ненужные нам группы. Например:
Оказывается, существует мультфильм про бетономешалку. Вы знали? Я нет. Сюда также подмешалась пара запросов от пользователей, ищущих детскую игрушку – машинку-бетономешалку. Зачем они нам?
Степень конкуренции
Взгляните на эту группу, посвящённую ремонту и запчастям:
Эти запросы вполне себе спокойно могут сосуществовать на одной странице нашего сайта, посвящённой ремонту нашей продукции. С другой стороны:
Венец бетономешалки оказался куда более хрупкой и востребованной запчастью. По всей видимости, здесь придётся создавать отдельную страницу.
Ну и напоследок
Просто довольно разные запросы об одном и том же:
Как использовать программу для кластеризации запросов?
Чтобы научиться использовать функцию кластеризации в программе TopSite, вначале создадим новую группу, кликнув правой кнопкой мыши в списке групп:
В открывшемся окне мастера настройки новой группы нужно выбрать стандартную группу проверки позиций. Обратите внимание, что поисковик Mail отключен т.к. кластеризация по нему не производится. Если вам также не нужна кластеризация по Яндекс или Google, вы можете отключить ещё один из двух оставшихся поисковиков:
После создания группы и присвоения ей названия, откроется окно настроек группы, где на вкладке «Кластеризация» нужно включить группировку, отметив соответствующую галочку:
Указывать домен сайта при группировке запросов не требуется. Но если вы хотите одновременно с кластеризацией ещё и собрать позиции, нужно будет задать домены сайта:
На этом настройка группы закончена. В группу нужно добавить ключевые слова и начать проверку позиций. Сбор частотности можно отключить соответствующей галочкой. Естественно, для проверки позиций желательно подключить к программе сервис распознавания капчи, а при большом количестве группируемых запросов желательно использовать XMLProxy и/или XMLRiver.
По окончании сбора мы получаем картину, показанную ниже. Номера кластеров отображаются в зелёном обрамлении. По ним можно отсортировать, кликнув в заголовке соответствующего столбца. Чтобы на основании номеров кластеров создать подгруппы, выберем соответствующий пункт меню правой кнопки:
На основании таблицы запросов будут созданы подгруппы, в которые будут перенесены ключевые слова с одинаковым номером кластера. Нераспределённые запросы останутся в корневой группе. На основе запросов из каждой подгруппы можно создать по странице или разделу сайта. Снизу показаны релевантные страницы, которые уже имеются на сайте:
Если же вы не хотите создавать подгруппы кластеров, а хотите просто скопировать запросы и номера кластеров в буфер обмена, добавьте в таблицу дополнительный столбец с номером кластера:
А затем скопируйте информацию в буфер обмена. После этого её можно будет вставить в Excel или другую программу:
Читайте также
Алгоритм гиперболической кластеризации запросов
Гиперболическая кластеризация в программе TopSite