Видимость сайта — это показатель, позволяющий оценить примерную (теоретическую) долю трафика по запросам из поисковых систем по сравнению с тем, сколько трафика можно получить по этим запросам максимально. Расчет показателя основан на исследованиях CTR различных мест поисковой выдачи. Зная примерный CTR 1-го места в поисковой выдаче и частотность (F – число показов в месяц) какого-либо запроса, можно определить, что сайт, находящийся на первом месте, получит F * CTR число переходов с поиска. Зная CTR разных мест поисковой выдачи, можно предложить формулу расчета количества переходов с поиска для k различных поисковых запросов:
Здесь N – общее количество переходов за месяц; k – количество ключевых слов в семантическом ядре; Fi – частотность i-го ключевого слова; Pi – позиция сайта по i-му ключевому слову; CTR(Pi) – CTR позиции Pi поисковой выдачи. Используется следующая таблица CTR(Pi):
P | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
CTR(P) | 0.30 | 0.15 | 0.10 | 0.075 | 0.060 | 0.050 | 0.040 | 0.035 | 0.030 | 0.025 |
P | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
CTR(P) | 0.013 | 0.010 | 0.008 | 0.006 | 0.005 | 0.005 | 0.005 | 0.005 | 0.005 | 0.005 |
Однако следует отметить, что данный расчет является чисто теоретическим и может не совпадать с реальными цифрами. Во-первых, это связано с тем, что исследования CTR поисковой выдачи дают достаточно усреднённые и неточные данные по CTR и говорят о том, что для запросов различных типов (брендовые, информационные, коммерческие и т.д.), показатели CTR различаются довольно сильно. Например, у брендовых запросов CTR первого места доходит до 40% и выше. Т.е. первые два-три места могут забирать практически весь трафик.
Большой вклад в неточность расчета вносит наличие или отсутствие рекламы над результатами поиска. Частотность запросов может тоже возрастать или уменьшаться со временем и под действием трендов или, к примеру, фактора наличия или отсутствия запроса в подсказках в поисковой строке при наборе запроса пользователем. К тому же, CTR мест поисковой выдачи дальше 20-го имеет очень маленькие и неточные значения.
В связи с вышеизложенным, было принято решение рассчитывать показатель видимости не в абсолютных единицах, а в процентах. За 100% берется число переходов с первого места поиска, а показатель видимости имеет смысл воспринимать только в сравнении с видимостью конкурирующих сайтов. Итоговая формула имеет следующий вид:
Здесь общее число переходов с поиска для сайта делится на возможное число переходов с поиска, если бы этот сайт занимал 1-ю позицию по всем запросам. Следует отметить, что показатель видимости может быть больше 100% для сайтов, занимающих в поисковой выдаче несколько первых мест.
В программе TopSite показатель видимости учитывается при построении отчета по конкурентам, релевантным страницам, отображается в показателе общей видимости. Для корректного расчета видимости необходима правильная частотность по всем ключевым словам.
Недостатки показателя видимости сайта
Показатель видимости сайта незаменим при оценке положения сайта относительно конкурентов, но, в связи с тем, что CTR мест в поиске дальше 20 места имеет малую величину и большой спектр расхождения, видимость сайта, у которого большинство запросов находятся за пределами ТОП-20 результатов поиска, трудно поддаётся расчету. Видимость сайта является хорошим показателем только в пределах ТОПа. Для сайтов, находящихся далеко от ТОПа, этот показатель бесполезен. Здесь рекомендуется ориентироваться на значение средней позиции и другие показатели динамики сайта.